8 (800) 222-90-87
2-510_zal_sudebnogo_zasedaniya
Правовая основа экспертной деятельности в РФ (вопрос-ответ)
7 января 2016

Вопрос: Какими правовыми актами регулируется правовое положение экспертов в РФ?

Ответ: Во-первых, это — Федеральный закон № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ», который, несмотря на свое название, и руководствуясь нормами процессуального законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лица-ми, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственны-ми судебными экспертами, в соответствии со ст. 41. Закона распространяет действие своих статей 2, 4, 6 — 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами. Вышеуказанные статьи определяют задачи и принципы судебно-экспертной деятельности (ст. 2, 4 Закона), необходимость со-блюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении судебно-экспертной деятельности (ст. 6 Закона), независимость эксперта и объективность, всесторонность и полноту проводимого экспертом исследования (ст. 7, 8 Закона), основные понятия, используемые в данном Федеральном законе (ст. 9 Закона), права и обязанности руководителя экспертного учре-ждения (ст. 14, 15 Закона) и эксперта, непосредственно проводящего исследование (ст. 16, 17 Закона), а также ограничения при орга-низации и производстве судебной экспертизы (ст. 18 Закона), порядок присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении (ст. 24 Закона), порядок составления и само содержание заключения эксперта или комис-сии экспертов (ст. 25 Закона).

Во–вторых, это процессуальное законодательство РФ, которое содержит основные положения, касающиеся порядка назначения и проведения судебной экспертизы, права эксперта при ее проведении, содержание заключения эксперта, а также понятия и формы, проводимых экспертных исследований. Так, например: 1. Гражданский процессуальный кодекс РФ (№ 138 – Федеральный Закон РФ от 14.11.2002 г.) содержит ст.ст. 55, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 150, 168, 171, 186, 187, 216, 225, регулирующие вышеуказанные вопросы; 2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (№ 95-ФЗ РФ от 24.07.02 г.), содержащий ст.ст. 55, 64, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 108, 109, 135, 144, 157, 161, 162, 268 по вышеуказанным вопросам. 3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (№ 174-ФЗ от 18.12.2001 г.), который содержит ст.ст. 57, 58, 74, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 204, 205, 206, 207, 269, 270, 271, 272, 282, 283 по данным вопросам.

В–третьих, это законодательство РФ, содержащее положения, касающиеся порядка проведения и назначения экспертизы в разных областях деятельности человека. Так, например, это: 1. Кодекс РФ об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ от 30.12.2001 г.), который содержит следующие статьи, касающиеся правового положения эксперта при проведении административного расследования: ст.ст. 24.7., 25.9., 25.12., 25.13., 25.14., 26.2., 26.4., 26.5., 27.11., 28.7., 29.4., 29.7., 30.4., 30.6., 17.9, 19.26. 2. Таможенный кодекс РФ (№ 61-ФЗ от 28.05.2003 г.) – ст. 378, 379, 380, 381, 382, 383, 384, 385, 432. 3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) (№146-ФЗ от 31.07.1998 г.) – 89, 95, 101. Также немаловажным для уяснения правового положения эксперта в РФ является несколько положений Уголовного кодекса РФ (№63-ФЗ от 13.06.1996 г.), в соответствии с которыми эксперт может быть привлечен к уголовной ответственности за деяния, предусмотренные ст.ст. 307, 310, 303, 306, 308, 309.

В–четвертых, немаловажное значение имеют также руководящие Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, которые обязательны для применения всеми арбитражными судами и судами общей юрисдикции на территории РФ. В настоящее время принят и действует Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 г. № 66 «О не-которых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», который содержит немаловажные вопросы о порядке назначения и проведения экспертизы, назначения эксперта, а также вопросы оплаты услуг эксперта.

Федеральный закон № 174-ФЗ ОТ 23.11.1995 г. «ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ» «Статья 1. Экологическая экспертиза Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, уста-новленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения нега-тивного воздействия такой деятельности на окружающую среду».

Федеральный закон «О КАРАНТИНЕ РАСТЕНИЙ» № 99-ФЗ от 15.07.2000 г. «Статья 14. Лабораторные анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) в целях установления ее карантинного фитосани-тарного состояния подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, и при необходимо-сти лабораторным анализу или экспертизе. Лабораторные анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния проводятся органами и организациями государственной службы каран-тина растений Российской Федерации.

Вопрос: Содержится ли понятие экспертизы, экспертной деятельности, эксперта и заключения эксперта в законодательстве РФ и если да, то, в каком именно?

Ответ: Сам термин «экспертиза» происходит от латинского «expertus», что означает «опытный, сведущий». Когда же говорят об экспертизе в широком смысле, то имеют в виду любое исследование, проводимое сведущим лицом для ответа на вопросы, требующие специальных (научных, профессио-нальных, опытных) познаний.

В основном законодательство РФ регулирует вопросы, связанные с назначением и проведением судебной экспертизы, которая проводится в связи с расследованием и рассмотрением уголовных дел, дел об административных правонарушениях, гражданских дел, в том числе и арбитражных споров (ст.ст. 57 и 195 УПК РФ, ст. 26.4. КоАП РФ, ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ). Таким образом, особенности назначения и производства судебной экспертизы регламентированы УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, а также Федеральным законом РФ за № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государ-ственной судебно-экспертной деятельности в РФ».

Само понятие судебной экспертизы дано в ст. 9 ФЗ РФ за № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельно-сти в РФ», под которой понимается процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, раз-решение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Таким образом, признаками судебной экспертизы являются: назначение и производство с соблюдением специального правого регламента, наряду с соответствующей процедурой определяющего права и обязанности эксперта, лица (органа), назначающего экспертизу, а также права обвиня-емого (подозреваемого, истца, ответчика); проведение исследования, основанного на использовании специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла; имеющего статус источника доказательства (доказательства).

Понятие эксперта содержится не во всем процессуальном законодательстве РФ. Оно дано только в УПК РФ (ст. 57), АПК РФ (ст. 55) и КоАП РФ (ст. 25.9.). Так, например, в соответствии со ст. 55 АПК РФ «Экспертом в арбитражном суде является лицо, обладающее специальными знания-ми по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены насто-ящим Кодексом». Остальные понятия аналогичны приведенному выше, и содержат, если так можно выразиться, основные признаки эксперта: 1. со-вершеннолетнее лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве и ремесле; 2. данное лицо должно быть не заинтересовано в исходе дела; 3. данное лицо назначается только в предусмотренном законом порядке; 4. результатом деятельности эксперта является заключение экс-перта, имеющего статус доказательства по делу.

Понятие «заключение эксперта» дано в ст. 9 ФЗ РФ за № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», в соответствии с которой «заключением эксперта является письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, про-веденных экспертом».

Никакое иное процессуальное законодательство РФ не дает исчерпывающего понятия заключения эксперта, единственное, на что указывает процессуальное законодательство РФ, так это на то, что заключение эксперта всегда представляет собой письменный документ, содержащий в себе определенные сведения (ст. 86 ГПК РФ, 86 АПК РФ, 204 УПК РФ, ч. 8 ст. 95 ч. 1 НК РФ, ст. 379 Таможенного кодекса РФ, ст. 25 ФЗ РФ за № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»).

Так, например, в ст. 86 АПК РФ указано, что в заключении эксперта должно быть отражено: время и место проведения судебной экспертизы; основания для проведения судебной экспертизы; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение судебной эксперти-зы; записи о предупреждении эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов иссле-дований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование; иные сведения в соответствии с федеральным законом; кроме того, материалы и доку-менты, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.

Заключение эксперта должно полностью соответствовать требованиям законодательства РФ в части отражения необходимых сведений.

Так, например, по ряду арбитражных дел, заключение эксперта была признано недопустимыми доказательствам в связи с тем, что оно не соот-ветствовало требованиям ряда статей АПК РФ, в том числе и ст. 86 АПК РФ (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2005 г. по делу № 10АП-421/05-ГК, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06, 11.07.2005 г. по делу № 9АП-6763/05-ГК).

Вопрос: Какие органы по законодательству РФ вправе назначать экспертизу? Порядок ее назначения и основные документы?

Ответ: Порядок назначения и проведения экспертизы по назначению регулируется, прежде всего, процессуальным законодательством РФ: 1). ГПК РФ – ст.ст. 79, 80 — 84, 87,150, 216, 225; 2). АПК РФ – ст. ст. 82, 83-85, 87, 109, 135, 144; 3). УПК РФ – 195 – 202, 205-207, 283;   4). КоАП РФ – ст.ст. 25.9., 26.4., 26.5.,29.4., 29.7. Так же вопросы назначения и проведения экспертизы регулируются Таможенным кодексом РФ   (ст.ст. 378 – 384) и Налоговым кодексом РФ (ч. 1, ст. 89, 95, 101) при проведении, соответственно, налогового и таможенного контроля на территории РФ.

В основном порядок назначения и проведения экспертизы в рамках АПК РФ, ГПК РФ, даже УПК РФ практически идентичен друг другу. Экспертиза, как правило, назначается по ходатайству сторон (подозреваемого, обвиняемого либо его представителя) либо по инициативе суда, следователя либо должностного лица, производящего административное расследование. В ходатайстве обязательно должно быть указано: вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы (как правило, окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом либо иным органам, назначившим экспертизу; отклонение предложенных вопросов суд либо иной орган обязан мотивировать); указание на конкретное экспертное учреждение, в котором стороны либо иные лица, участвующие в деле, просят провести экспертизу, равно как и указание на конкретного эксперта, которому просят поручить проведение экспертизы; вопросы оплаты. Также стороны вправе ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

О назначении экспертизы судья выносит определение (ст. 80 ГПК РФ, 82 АПК РФ), а следователь постановление (195, 283 УПК РФ).

В основном содержание определения суда также идентичны друг другу. Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 80 ГПК РФ «в определении о назначении экспертизы суд указывает наименование суда; дату назначения экспертизы; наименования сторон по рассматриваемому делу; наименование экспертизы; факты, для подтверждения или опровержения которых назначается экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; фамилию, имя и отчество эксперта либо наименование экспертного учреждения, которому поручается проведение экспертизы; представленные эксперту материалы и документы для сравнительного исследования; особые условия обращения с ними при исследовании, если они необходимы; наименование стороны, которая производит оплату экспертизы»; в соответствии с ч. 4. ст. 82 АПК РФ «в определении о назначении экспертизы указываются основания для назначения экспертизы; фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; материалы и документы, предоставляемые в распоряжение эксперта; срок, в течение которого должна быть проведена экспертиза и должно быть представлено заключение в арбитражный суд. В определении также указывается на предупреждение эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения».

Во время производства экспертизы производство по делу может быть приостановлено (ст. 216 ГПК РФ, 144 АПК РФ), о чем также должно быть указано в определении суда. В этом случае экспертиза должна быть произведена экспертом в разумные сроки.

Вопрос: Перечислите основные права и обязанности эксперта при назначении экспертизы и ее проведении?

Прежде чем освещать вопросы о правах и обязанностях эксперта при проведении экспертизы необходимо отметить положения ст. 4, 7,8 ФЗ РФ за № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», которые содержат, если можно так сказать, принципы деятельности эксперта. Так, в соответствии со ст. 7 Закона   «при производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии же со ст. 8 Закона эксперт должен проводить исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Что же касается основных прав и обязанностей эксперта при проведении экспертизы, то они указаны в ст. 85 ГПК РФ, ст. 55, 83 АПК РФ, 57 УПК РФ, 25.9. КоАП РФ, а также в ст.ст. 7, 8, 16, 17, 18, 24 ФЗ РФ за № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». В основном они аналогичны друг другу.

Но наиболее полно права и обязанности эксперта при проведении экспертизы, изложены в ст. 85 ГПК РФ. Так, например, в соответствии с данной статьей «1. Эксперт обязан принять к производству порученную ему судом экспертизу и провести полное исследование представленных материалов и документов; дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам и направить его в суд, назначивший экспертизу; явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением. В случае, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта либо материалы и документы непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения, эксперт обязан направить в суд, назначивший экспертизу, мотивированное сообщение в письменной форме о невозможности дать заключение. Эксперт обеспечивает сохранность представленных ему для исследования материалов и документов и возвращает их в суд вместе с заключением или сообщением о невозможности дать заключение. 2. Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы; вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела; разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, или сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, ее назначившего. 3. Эксперт, поскольку это необходимо для дачи заключения, имеет право знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; просить суд о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования; задавать в судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям; ходатайствовать о привлечении к проведению экспертизы других экспертов».

Ст. ст. 16, 17 Закона от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» в основном дублируют положения ст. 85 ГПК РФ. Большой интерес представляет ст. 24 Закона, которая регулирует вопросы, связанные с присутствием участников процесса при производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении ввиду того, что более ни в каком нормативном акте данные вопросы не регулируются. Так, в соответствии со ст. 24 Закона при производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством РФ. Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы. При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается. В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.

Вопрос: Какими правами и обязан-ностями обладает руководи-тель экспертного учрежде-ния при назначении и про-ведении экспертизы?

Права и обязанности руководителя экспертного учреждения при получении постановления или определения о назначении экспертизы изложены в ст.ст. 14, 15 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Никакое иное законодательство, включая и процессуальное, не содержит положений, определяющих права и обязанности руководителя экспертного учреждения.

В соответствии же со ст. 14 Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» к обязанностям руководителя экспертного учреждения относятся: разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права; по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу; обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта; по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу; также руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований. Кроме того руководитель не вправе: истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы; самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении; давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе. В соответствии со ст. 15 Закона руководитель вправе: возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат; ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения; организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы; и т.д.

Вопрос:Может ли эксперт быть отведен от производства экспертизы? 

Отвод эксперта также как и порядок назначения экспертизы, регулируется процессуальным законодательством РФ (ст.ст. 21, 23 АПК РФ, ст.ст. 16, 18 ГПК РФ, ст.ст. 25.12., 25.13. КоАП РФ, ст.ст. 61, 70 УПК РФ). Как и положения, касающиеся назначения и проведения экспертизы, так и положения, которые касаются отвода эксперта и которые содержатся в вышеуказанном процессуальном законодательстве РФ, практически аналогичны друг другу. В основном эксперты могут быть отведены от проведения экспертизы по том же основаниям, что и судьи. Так, например, в ст. 18 ГПК РФ прямо указано, что «основания для отвода судьи, указанные в статье 16 настоящего Кодекса, распространяются также на прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика». Аналогичные положения содержатся в ст. 23 АПК РФ, 25.13. КоАП РФ, 70 УПК РФ. Общими для всех вышеуказанных норм процессуального законодательства РФ основаниями для отвода эксперта являются: наличие родственных связей с кем-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей; наличие личной, прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела, либо наличие иных обстоятельств, вызывающих сомнение в его объективности и беспристрастности. Эксперт, кроме того, не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился либо находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей. Процессуальное законодательство РФ указывает также на то обстоятельство, что участие эксперта в предыдущем рассмотрении данного дела в качестве соответственно эксперта не является основанием для их отвода. Кроме того, в соответствии со ст. 70 УПК РФ эксперт может быть отведен, если обнаружится его некомпетентность. Порядок отвода эксперта также аналогичен друг другу во всем процессуальном законодательстве РФ: заявление об отводе эксперта делает одна из сторон, участвующих в деле (подозреваемый, обвиняемый, либо представитель) либо сам эксперт заявляет о самоотводе по одному из вышеуказанных оснований. Суд либо иной орган, в производстве которого находится дело, рассматривает данное заявление и выносит одно из следующих решений: удовлетворяет либо отказывает в удовлетворении данного заявления, по результатам рассмотрения выносится либо определение (суд) либо постановление.

Вопрос: Какими качествами должно обладать заключение эксперта?

В соответствии с действующим законодательством РФ: ст. 86 ГПК РФ, 86 АПК РФ, 204 УПК РФ, ч. 8 ст. 95 ч. 1 НК РФ, ст. 379 Таможенного кодекса РФ, ст. 25 ФЗ РФ за № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», заключение эксперта должно отвечать следующим требованиям:

Во-первых, заключение эксперта всегда представляет собой письменный документ, содержащий в себе определенные сведения.

Так, например, в соответствии со ст. 25 Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.

Во-вторых, заключение эксперта – это всегда строго формализованный документ. Законодательство, в т.ч. и процессуальное предъявляет ряд требований к содержанию заключения эксперта. Так, та же ст. 25 Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» предъявляет следующие требования к заключению эксперта (или комиссии экспертов):

В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:

время и место производства судебной экспертизы;

основания производства судебной экспертизы;

сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;

сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;

предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;

объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;

сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;

оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.

Аналогичные положения содержатся и в ст. 86 ГПК РФ, 26.4. КоАП РФ, 86 АПК РФ, 204 УПК РФ, ч. 8 ст. 95 ч. 1 НК РФ, ст. 379 Таможенного кодекса РФ.

Так, в ст. 204 УПК РФ, которая так и называется «Заключение эксперта» говорится, что в заключении эксперта указываются: 1) дата, время и место производства судебной экспертизы; 2) основания производства судебной экспертизы;

3) должностное лицо, назначившее судебную экспертизу; 4) сведения об экспертном учреждении, а также фамилия, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность;

5) сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

6) вопросы, поставленные перед экспертом;

7) объекты исследований и материалы, представленные для производства судебной экспертизы;

8) данные о лицах, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

9) содержание и результаты исследований с указанием примененных методик;

10) выводы по поставленным перед экспертом вопросам и их обоснование.

Если при производстве судебной экспертизы эксперт установит обстоятельства, которые имеют значение для уголовного дела, но по поводу которых ему не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фотографии, схемы, графики и т.п.), прилагаются к заключению и являются его составной частью.